Новые возможности панели Basic в Lightroom 4

Примеры обработок двух фотографий в старом процессе и в новом с пояснениями.

Скрипт текста урока расположен после фрейма с видео. Как всегда, скачать бесплатно видео в неисковерканном качестве  можно здесь. При просмотре видео здесь, лучше его раскрыть на весь экран, выбрав максимальное качество.

Текст урока:

Из этого видео вы узнаете о том, что появилось нового в Lightroom 4 в модуле Develop и о том, как это новое можно использовать. И даже точнее, речь пойдет о панели Basic, которая была полностью переделана в Lightroom 4. Я покажу примеры обработки фотографий в старом процессе 2010 который использовался в Lightroom 3 и в новом процессе 2012, который использует четвёртый Lightroom. Обработку я буду комментировать, говорить почему я делаю именно так и так далее.

Если открыть фото, которое уже было в Lightroom 3, то можно ничего нового не найти: регуляторы в области тоновой коррекции остались как в предыдущей версии потому что эта фотография по прежнему использует старый процесс, о чём предупреждает иконка в виде восклицательного знака.

Вы имеете возможность оставить фото в старом процессе или перевести на новый, чтобы использовать новые возможности, речь о которых, пойдет дальше.

Выбор версии процесса

Есть несколько способов сделать это. Один из них — это выпадающий список на панели Camera Calibration, где вы можете выбрать не только новый процесс, 2012, но и наоборот откатить на предыдущий процесс 2003 года. Таким образом, находясь в Lightroom 4, есть возможность включить любой любой процесс предыдущих версий и работать в нём, если вас чем-то не устраивает современный способ.

Однако самый наглядный и естественный способ перехода на современный процесс — это клик на восклицательном знаке. Всплывшее окошко предлагает перевести сразу все фото на ленте в новый процесс или перевести только эту фотографию, ну и конечно просто отказаться. Также оно предупреждает, что могут быть изменения в том, как выглядит фото. В некоторых случаях, изменения действительно значительны и я бы рекомендовал вам не переводить сразу огульно все фото на новый процесс. Они были обработаны вами раньше — пусть так и остаются, до тех пор, пока вам захочется попробовать обработать их в новом процессе в индивидуальном порядке и я надеюсь, это видео поможет вам решить стоит ли игра свеч.

Итак, закрою это окно. Сделаю виртуальную копию и на ней кликаю на значок с нажатой клавишей Alt, что позволяет пропустить всплывающее окно — фото сразу переводится на новый процесс. Сброшу настройки на умолчания кнопкой Reset и заново обработаю фото в новом процессе. Я специально выбрал фотографию с сильным перепадом яркостей, она не самая высокохудожественная, но идеально подходит для наших целей. Небо практически белое, а тени между балками эстакады абсолютно черны.

Но мы знаем, что из raw можно вытащить очень много и чем совершеннее становятся программы тем успешнее это удается — попробуем.

Обработка фото в новом процессе

Итак, судя по гистограмме, основная информация в этом снимке сосредоточена в тенях. Я снимаю такие сюжеты минусовой экспокоррекцией, потому что очень не люблю засвеченное небо. Но и маленький участок в светах уже упирается в границу диапазона. Что делать в такой ситуации? — нужно поднять тени до среднего участка диапазона, при этом самые светлые участки желательно сделать контрастнее и никак не светлее. Для этого я увеличиваю Shadows и уменьшаю Highlights.

Такой сюжет приходится обрабатывать экстремально, я сдвинул регуляторы до упора — результат отличный. Деталей, как в тенях так и в светах стало больше. При нажатии клавиши J, я вижу что клиппинга больше нет. Но изображение выглядит тускло, потому что по прежнему бОльшая его часть находится в тенях, в левой части гистограммы.

Увеличиваю Exposure. За какую часть диапазона отвечает регулятор легко понять, если посмотреть на гистограмму при наведении курсора на этот регулятор. И наоборот — наводим курсор на участок гистограммы и выделяется регулятор. В lightroom 4 теперь все регуляторы работают одинаково: сдвиг влево уменьшает данный параметр и наоборот.

По поводу соответствия новых регуляторов и старых можно говорить только примерно, поскольку действуют они иначе: Exposure похож на старый Brightness, Contrast остался как был, Highlights похож на старый Recovery, Shadows на Fill Light, Whites на Exposure и Blacks похож на старый Blacks.

Итак,  я поднял Exposure немного высветлив средние тона. Но изображение остается немного плоским, и выглядит не сказать что сильно лучше чем в старом процессе. Деталей в светах все же больше, но общее впечатление примерно такое же. Но, в старом процессе мы использовали Clarity, а здесь еще нет. Clarity как раз и способно из плоского, в котором не хватает мелкой контрастности, изображения, сделать вкусную картинку. Результат действительно неплохой. Если теперь сравнить наши картинки, видно, что новая имеет больше деталей как в тенях так и в светах, она выглядит сочнее и интереснее. Правда она слегка смахивает на HDR изображение, но в данном случае это неизбежно. Мы сжали её диапазон. Здесь только два варианта: либо мы теряем детали в светах и/или тенях, либо делам картинку, похожую на HDR.

В общем, можно сделать вывод, что новый процесс позволяет обработать фото лучше чем старый. Лично я, обработав массу своих старых фотографий в новом процессе, окончательно в этом убедился.

Поканальная кривая

С этой фотографией можно сделать ещё по крайней мере одну вешь, которую раньше мы сделать не могли. На панели Tone Curve если выбрать режим Point Curve, то есть, точечная кривая, мы получаем доступ к выбору каналов. В списке Channel можно выбрать любой из RGB каналов. Выбираю голубой канал, и добавлю немного голубого в светах — в результате небо стало голубее и привлекательнее.
Поканальная кривая — еще одно очень значительное улучшение в Lightroom 4.

Вторая фотография

Обработаю ещё одну фотографию, с менее экстремальными условиями съёмки. У меня есть само фото в старом процессе и виртуальная копия в новом, настройки сброшены на умолчания. Фотография сделана в замечательном, очень живописном городе Серпухов.

Обработка в старом процессе

Итак, всю гистограмму нужно сдвинуть вправо, картинка опять недоэкспонирована. С помощью exposure и Blacks и её выставляю, но она становится тусклой так как нет информации в средних тонах. Можно попробовать с помощью уменьшения Brightness перетащить часть тонов в середину. Теперь поиграться Exposure, может быть с помощью Fill Light сдвинуть часть теней ближе к средним тонам, но большие значения этого параметра делают картинку плоской, так что сильно он не помогает. Здесь еще неправильный баланс белого… Clarity неплохо спасает ситуацию. На этом сюжете его артефакты не бросаются в глаза и можно применить даже 100%. Теперь даже можно еще подбавить Fill Light — потускнение картинки не так заметно. Похоже, что больше здесь с этой картинкой я ничего сделать не могу. Посмотрим, что я смогу в новом процессе.

Обработка в новом процессе

Я действую примерно по такому же алгоритму. Подтягиваю света с помощью Whites, самые темные тени с помощью Blacks, теперь вытащу тени с помощью Shadows, при этом картинка не так сильно бледнеет как при применении Fill Shadows в старом процессе. и уже на данном этапе мы видим, что в средней части гистограммы находится бОльшая часть изображения. Highlights очень интересно действует, такое ощущение, что его применение хорошо почти для всех изображений. Этот параметр не лишает фото резкости как recovery и позволяет поднять света не клиппируя их. И последнее тайное оружие — Clarity.Картинка стала, ну… как картинка.

Сравнение фотографий

По сравнению с фото в старом процессе она выглядит ярче и контрастнее. Это не всегда может быть целью обработки, но мне кажется, я видел эту картину именно такой, когда снимал… Вот только небо было более ярким. Применю тот же трюк с кривой голубого канала. В светах я усилю голубой канал и пожалуй даже немного убавлю его в тенях, чтобы сделать картинку теплее и более контрастирующую с небом.
Итак это была пара примеров обработки в новом процессе 2012 и в старом. Может быть проявка была слишком экстремальная, но это было во имя демонстрационных целей и я надеюсь что я вам помог разобраться в теме. Следующее видео будет посвящено остальным новшествам в модуле Develop в Lightroom 4.

Всего вам хорошего!

Дополнительные возможности:

Поддержать сайт материально

Подписаться на получение уведомлений на E-mail или по RSS

Присоединиться ко мне на твиттере

Добавить этот адрес в

Обсудить на форуме

Livejournal

Реклама

34 ответа на “Новые возможности панели Basic в Lightroom 4

  1. Спасибо за обзор, очень наглядно.

    Кирилл, скажите пожалуйста, а как по скорости работы новый Лайтрум относительно старого(3,6)? Читал очень много отзывов, на форумах многие писали, что новый Лайтрум работает медленнее старого, и можно даже сказать тормозит, причем на очень мощных системах…

  2. Сложно сказать. Сначала вроде показалось, что медленнее. Потом, то ли я привык, то ли Lightroom разгулялся… Но это всё такие, едва заметные нюансы.

  3. Ясно. Все-таки надо установить, попробовать самому, а там уже думать, переходить или нет.=)

    Пользуясь случаем, хочу вам сказать ОГРОМНОЕ спасибо за ваши труды! Я, можно сказать, вырос на ваших уроках, действительно, у вас они самые лучшие, которые можно найти в сети. Ваша манера изложения очень приятна для слуха и восприятия. Рассказываете все не спеша, детально, подробно рассматривая каждый пункт, каждую мелочь в программе. Впечатлила масштабность ваших обзоров, вы не ограничились парой тройкой уроков, бегло пройдясь по основным функциям. Когда увидел их общее количество, был приятно удивлен. Вообщем, после вашего курса, у меня не осталось вопросов по данной программе, спасибо вам за это.

    п.с. Помню вы как-то говорили, что в будущем планируете делать уроки по Фотошопу, интересно бы узнать, планы еще в силе? =))

  4. Да, можно смело сказать что ЛР4 медленнее чем ЛР3, или наверно более правильнее сказать, что он грузит комп больше, чем предыдущая версия. Если раньше, я, пролистывая сотни фотографий с мероприятия, проводил отсмотр брака и обработку одновременно в модуле DEVELOP, то сейчас мне приходится переключаться между модулями DEVELOP и LIBRARY, дабы хоть немного сохранить тот темп, что ранее позволял ЛР3. Но при этом для меня не стоит вопроса — переходить или нет — новый процесс окупает эту прожорливость программы 🙂

  5. Кирилл, спасибо большое за уроки! Lightroom начал пользоваться совсем недавно — с выходом 4 версии. Есть один вопрос на который сам не могу найти ответа. При экспорте фотографий, сколько бы я не выставлял кол-во точек на дюйм у меня всегда получается после обработки это значение 762. Экспортируя фото в формат TIFF с таким значением размер 1 фото получается в районе 120МВ. Что я делаю при экспорте не правильно?

  6. Разрешение — величина относительная. Оно не влияет на размер изображения до тех пор пока вы не выставите «Resize to fit» в сантиметрах или дюймах (inch). Программа умножает дюймы на разрешение и получает размер в пикселях.
    Кроме того вы, возможно, поставили «Bit depth» на 16. Если это не намеренно, смените на 8.

  7. Еще раз спасибо за помощь, Кирилл! Разобрался со своей проблемой. Просто программа видимо глюканула, изменил в настройках экспорта на пикс/см. Экспортировал одно фото, после чего вернул назад пикс /дюйм. Теперь все вроде бы нормально работает.

  8. Спасибо за обзор, стараюсь следить за Вашими видеовыпусками по Лайтруму. Я вот в новом Лайтруме как-то не пойму почему не работают комбинации клавиш Ctrl+1, 2, 3 и т.д. для быстрого перехода к группам регуляции (базовый, кривые, резкость и т.п.).

  9. Спасибо за легкое и доступное изложение, Вы очень сильно помогли в изучении Lightroom! Разъясните пожалуйста один момент, насколько я знаю чем выше тепература света тем он ближе к белому (синему) и наоборот, чем ниже тем ближе к красному (теплый свет), но в Lightroom все наоборот, при при понижении параметра temp фото становиться холоднее (синее)

    • Да, всё правильно. Когда мы ставим баланс белого, например, fluorescent (3800k) на фото, которое было снято при дневном свете (5500k), Lightroom считает что оно было снято при более «тёплом» освещении, чем на самом деле. Стало быть ему нужно «холодить» фото, для достижения нормального цвета. В итоге цвета получаются более холодными, чем на самом деле. Поэтому шкала баланса белого и раскрашена наоборот.

  10. Кирилл, спасибо большое за видеоурок, Ваш сайт давно находится в закладках и нередко к нему обращаюсь не только, чтобы увидеть новости, но и вспомнить прошлый материал. Еще раз БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

  11. Кирилл,добрый вечер! Не могли бы Вы прокомментировать мою ситуацию: при импорте фото в CS5, обработанных в старом процессе, цвета в Lr4 и CS5 примерно совпадают: , а при импорте фото, обработанных в процессе 2012, получается вот такая, не побоюсь этого слова, хрень!

  12. Скжите, у кого-то еще есть проблема с отсутствующими каналами в Tone Curve? Стоит point curve, а графы с каналами просто нет..

  13. Здравствуйте. Возникла проблемка с переходом с LR3 на LR4. RAW-ки обработанные в LR3 в LR4 выглядят совсем не так. Такое ощущение что настройки обработки RAW файлов не переехали вместе с каталогом из LR3 в LR4 (или переехали не все, кривые точно нет).
    Подскажите, как в LR4 вернуть фотографиям вид какой они имели в LR3?

  14. Таки да, CS5 плохо дружит с LR4. Только что поставил CS6 — цвета в CS6 и LR4 абсолютно совпадают. Аминь,в смысле, Ура!

  15. Кирилл, спасибо за урок!
    Есть вопрос по поводу workflow в новом процессе.
    Последовательность действий в предыдущем была примерно такой:
    — выставление точки белого (exposure)
    — выставление точки черного (blacks)
    — яркость и контраст (brightness conntrast соотв.)
    — fill light, recovery, clarity по вкусу и необходимости..

    С новым процессом поменялась и логика работы в закладке Basic. Есть рекомендации по последовательности?

    • Примерно так же и работать 🙂
      * Сначала выставляем точки черного и белого (Blacks и Whites)
      * Регулируем тени и света (Shadows и Highlights)
      * Регулируем общий тоновый баланс (Exposure и Contrast)
      Примечание: последовательность не строгая, просто так легче. Кроме того, при регулировке очередных настроек, может понадобится возвращаться назад для подстройки уже выставленных параметров. Все регуляторы взаимозависимы, поэтому получается, что делать нужно как-бы всё сразу, перебегая от одного параметра к другому.
      При сильном увеличении Clarity, может быть очень в тему увеличение (сдвиг вправо) Shadows. При заметном увеличении тонового диапазона (растяжении гистограммы) цвета могут стать слишком насыщенными и может быть полезно уменьшение Saturation или Vibrance.

  16. Спасибо за обзор! Но может быть стоит пояснить, что задирать clarity в реальной жизни нигода не надо. Даже выше 30 не стоит. А то уже такое количество этих «резких» снимков, что не знаешь куда глаза прятать )

  17. Добрый день!
    Я уже задавал подобный вопрос, но ответа не нашел, впрочем как и вопроса. В описании программы указывается, что она «умеет» обрабатывать видеофайлы. Но все попытки перевести файл в модуль «develop» заканчиваются неудачей. Скажите, возможна ли обработка видеофайлов, и если да, то каких форматов, и каким образом открыть видео в Develop? Заранее благодарен.

    • Чтобы обработать видео нужно выцепить из него кадр, обработать его в Develop, настройки сохранить в пресет и этот пресет применить к видео в модуле Library (панель Quick Develop>Saved presets). Кадр захватывается так: видео ставим на паузу и на полосе воспроизведения кликаем иконку монитора>Capture frame — jpg файл появляется в стопке под видео файлом.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s