Видеоурок 031. Панель Detail в Lightroom 2

В этом уроке дана развернутая инструкция с небольшими теоретическими отступлениями по использованию панели Detail в модуле Develop в Lightroom 2. Понимаю, что все меньше смысла становиться в этом видеокурсе в преддверии выхода Lightroom 3, но сделать ничего не могу :). Потом смысл таки есть. Здесь довольно много общей информации о цифровом шуме, хроматических аберрациях и общих методах подавления всего этого дела. То же касается и программного увеличения резкости.

Вы можете бесплатно скачать этот урок по ссылке после окна видео в изначально качественном виде. После ссылки идет сам текст урока.

Скачать урок 031. Панель Detail.

Текст урока по панели Detail

Дамы и господа, мы продолжаем изучение модуля Develop в программе Lightroom 2, и у нас на очереди панель Detail, которая отвечает за детализацию изображения. В ней мы видим область, посвященную шарпенингу, область шумоподавления и область хроматических аберраций. Панель Detail — как раз то место, которое будет значительно улучшено в Lightroom 3, но это не тема этого урока. Однако информация, которые вы получите сейчас, будет вам не менее полезна и в Lightroom 3, да и не только там.

Прогон 🙂

Позвольте предварить наш урок ненавязчивым теоретическим прогоном. Все камеры снимают в RAW, даже недорогие компакты делают это! Но бюджетные камеры в этом не сознаются и снаружи это никак не проявляется. Преобразование raw-jpeg, то есть рендеринг, происходит у таких камер внутри, и возможности вынести его наружу, нет. При этом рендеринге камера в числе прочего обязательно делает шарпенинг, часто шумоподавление и иногда даже коррекцию хроматических аберраций. Это стандартная обработка. При съемке в RAW и обработке в Lightroom мы делаем то же что камера, но, делаем это контролируемо. Делаем сами, а не доверяем это дело японским (как правило) инженерам. Я практически уверен, что они отличные ребята, но они просто не могут знать, что именно я снимаю и как это надо обрабатывать.

Это я все мямлю к вопросу о нужности или ненужности обработки фотографий. Но не только, также это объясняет, почему в Lightroom многие регуляторы по умолчанию уже выставлены в определенные положения. Таким образом, видят обработку ваших RAW специалисты Adobe, вам предлагается готовое, более-менее универсальное, решение. Однако вы вольны принимать его или обрабатывать RAW по-своему.

Так вот, именно в области  Sharpening я предпочитаю, в большинстве случаев полагаться на мнение парней из Adobe. Потому, что не шарпить нельзя, а если перестараться, можно очень даже лихо вытащить шумы или просто придать изображению ненатуральный вид. Но все-таки в некоторых ситуациях необходимо внести коррективы в панели Detail, возможно именно у вас такая ситуация будет всегда, посему, вот вам руководство.

Просмотр изменений

Во-первых изображение необходимо увеличить до ста процентов. Можно вместо этого воспользоваться специальным указателем и поместить самую важную, в смысле деталей, часть изображения в это окошко предпросмотра. Вы будете видеть то же самое. Смысл в том, что Lightroom не показывает изменения детализации при увеличении меньше ста процентов. Это необходимо учитывать.

Стандартные пресеты

Во-вторых, попробуйте применить готовые пресеты: «sharpen — landscapes» и «sharpen — portraits». Если не подошло, идем дальше.

Amount

Первый слайдер Amount регулирует степень шарпенинга, то, насколько сильно будет увеличен контраст в тех местах изображения, которые мы определим с помощью остальных слайдеров в этой области. Установка его на ноль отключает шарпенинг. При регулировке этим слайдером руководствуйтесь правилом, что лучше меньше, чем больше. То, насколько резкая картинка, не так важно, как вам может показаться непосредственно во время регулировки шарпенинга. Чтобы лучше видеть, что вы делаете, нажмите клавишу Alt на PC или Option на Mac OS во время перемещения ползунка. Изображение станет обесцвеченным, перестав отвлекать нас буйством цвета.

Radius

Второй регулятор Radius определяет ширину шарпенинга. Опять нажмем Alt чтобы видеть что я имею в виду. (Я делаю amount временно на максимум для лучшей наглядности) Видно, что при увеличении значения линии становятся толще. Изображение становится более выпукло-плакатным, мелкие детали исчезают. Вид фото начинает напоминать артефакты JPG-сжатия. Уменьшение значения вызывает лучшую прорисовку мелких деталей, но, соответственно, это делается более тонкими линиями.

Detail

Detail определяет то, насколько мелкие детали следует считать за детали. Если вы увеличите значение до максимума, все будет считаться за границу, и будет увеличен контраст каждого шумового пятнышка. Говоря другими словами, этот слайдер как бы подавляет эффект гало. Если он стоит на нуле, подавление работает на максимум, при этом мелкие детали не попадают под шарпенинг, и на значении 100 подавление отключается, и первые два слайдера действуют ничем не сдерживаемые. Опять на помощь визуалам приходит клавиша Alt.

Masking

Masking определяет порог перепада яркости, который будет считаться за границу и который будет обработан алгоритмом шарпенинга. Жмем Alt во время перемещения слайдера и видим в черном цвете те части изображения, которые не будут обработаны. С помощью этого регулятора можно исключить однотонные области, в которых шарпенинг будет только вреден, увеличивая шум.

Здесь довольно сложно найти оптимальное положение всех этих слайдеров и оно зависит от сюжета фотографии и от преследуемой при обработке цели. Можно посоветовать делать так, как это делал я только что, то есть, увеличить sharpening на максимум, отрегулировать остальными слайдерами зону воздействия и после этого уменьшить sharpening до разумного значения.

Немного о цифровом шуме

В Noise reduction всего два слайдера. Цифровой шум бывает двух видов: цветовой и яркостный. Цветовой проявляется в виде пикселей не того цвета и яркостный в виде пикселей неправильной яркости. Оба вида шума увеличиваются при увеличении ISO и при увеличении выдержки. Самым существенным «железным» фактором, влияющим на уровень шума, является плотность пикселей на сенсоре камеры. Соответственно чем больше сенсор и меньше его разрешение, тем менее он шумный. Существует масса алгоритмов шумоподавления, причем в Lightroom 2  используется не самый лучший, в новой версии программы он будет совершеннее. Но все эти алгоритмы не совершают чудес. Если в фото шума больше, чем полезной информации, никакой алгоритм не нарисует чистое изображение того, чего там не было.

Шумоподавление

Итак, в зависимости от преобладающего вида шума в нашем изображении, мы решаем в какое положение поставить оба этих слайдера, внимательно следя за тем, что при этом делается с деталями. Потому что программа не понимает, что есть детали, а что шум, и может спокойно замазать первые. Всегда, но мой взгляд, при работе с практически любыми слайдерами, хорошей идеей будет выкрутить его на максимум, чтобы четко понять, что он делает и потом, спокойно убавить до приемлемого значения.

Немного о хроматических аберрациях

Поговорим про последнюю область, посвященную хроматическим аберрациям. Хроматические аберрации, это явление, обусловленное тем, что свет с различной длиной волны по-разному преломляется. Практически это проявляется в виде цветной каемки вокруг контрастных деталей. Красный, зеленый и голубой каналы изображения формируют немного различные по величине картинки на матрице камеры, и их неточное совпадение формирует эти цветовые ореолы. Очевидно, что чем дальше от центра кадра, тем больше происходит несовпадение и тем более заметны хроматические аберрации. Больше шансов получить хроматические аберрации при съемке в контровом свете, недорогим зумом, на самом коротком фокусном расстоянии и с максимально открытой диафрагмой. Итак, если вы сумели таки добиться хороших хроматических аберраций вот вам метод их удаления.

Исправление хроматических аберраций

Увеличиваете фото до ста процентов или больше. Определяете цвет вашей каемки. И двигаете слайдер, в названии которого, есть ваш цвет.

Слайдер red/cyan сжимает или расширяет изображение в красном канале, относительно голубого и зеленого. Соответственно там, где не хватает красного, появляется циан, как противоположный по цветовому кругу. Вам необходимо найти баланс. Поможет вам в этом опять клавиша Alt. Она приглушит все цвета, кроме редактируемых в данный момент.

Слайдер blue/yellow регулирует размер голубого канала. Возможно, вам понадобиться поиграть обоими регуляторами, косвенно устанавливая таким образом, размер зеленого канала. Если все равно остается видимая каемка — включайте ее автоматическое удаление в выпадающем списке. Правда эта функция работает малозаметно. Здесь два разных алгоритма работающих с принципиально разными видами этого явления. Highlight edges борется с каймой на границах с экстремальным контрастом и all edges работает на всех границах. Лучше включать сразу all edges, и, если появятся артефакты, например, в виде серой каймы, то можно попробовать highlight edges.

Итак, это был урок по панели Detail в модуле Develop программы Lightroom 2. До новых встреч на сайте Svetlayakomnata.ru! Всего вам хорошего!

Дополнительные возможности:

Подписаться на получение уведомлений на E-mail или по RSS.
Присоединиться ко мне на твиттере
Добавить этот адрес в
Обсудить на форуме
Livejournal

Реклама

24 ответа на “Видеоурок 031. Панель Detail в Lightroom 2

  1. Кирилл, конечно стоит продолжать этот видеокурс, и смысл в этом очень даже есть!
    Базовые функции и принципы ведь останутся неизменными, а по тем разделам, которые-таки претерпят существенные изменения будем ждать от Вас новых уроков в формате Wats New 🙂
    Конечно, если возникнет у Вас на это возможность и желание.
    Огромное спасибо за Вашу работу! С нетерпением ждем продолжения.

  2. Спасибо!
    Вопрос про шарпенинг такой вот: на любом форуме говорится, что чтобы получить качественную картинку, надо родные шумодавы и шарперы конверторов ставить в ноль (что по моим наблюдениям оказывается вполне оправдано). Но вот без этого резкость фото меня не устраивает, ибо снимаю с дешёвым никоновским 18-70. Поэтому достаточно ли будет просто поставить значение Clarity примерно на 50 (а шумы уже в ФШ давить с помощью Noise Ninja). Мне кажется, что этот бегунок даёт качественное улучшение резкости. Что скажете? 🙂

  3. Сложно сказать. Noise Ninja вроде как лучше работает чем шумодав в Lightroom 2. Но в фотошопе вы уже не RAW используете, значит качество обработки должно упасть, меньше информации.
    Лучше всего в Lightroom 3 (пока только бета 2) делать все! 🙂 Там хороший шумодав.

  4. Clarity не совсем то же что шарпенинг, но похоже. Смотрите сами, как вам нравиться, так и обрабатывайте. Я тут не могу посоветовать. 🙂 

  5. Здравствуйте, Кирилл!

    Большое Вам спасибо за уроки. Программа действительно отличная, а благодаря Вам, даже таким новичкам, как я, становится ясно, как ей пользоваться.
    Скачал я Лайтрум-3+руссификатор и благодаря Вам и методу «научного тыка» начал осваивать азы обработки. Но вот в чем проблема: обработанные фотографии не могу открыть в окне печати и напечатать. Грешил сначала на программу, думал «паленая». Скачал с другого обменника, та же история. Теперь грешу только на себя. Прошу Вас, хотя бы схематично, расскажите, как печатать в Лайтруме. Я понимаю, что моя просьба невовремя, но до уроков «печать» еще далеко,а печатать нужно уже сейчас. Заранее благодарен.

  6. Однозначно продолжать!
    Очень и очень многие вам за это спасибо скажут.
    А новая версия — это новая версия, по ней действительно потом можно сделать раздел «что нового в версии 3.0».
    Спасибо огромное за труды!

  7. Спасибо вам большое за труды! Продолжайте развивать этот сайт, он еще многим пригодится.

  8. «Скачал я Лайтрум-3+руссификатор и благодаря Вам и методу “научного тыка” начал осваивать азы обработки. Но вот в чем проблема: обработанные фотографии не могу открыть в окне печати и напечатать» —
    — Там по-моему есть (в Lightroom 3 beta) какие-то ограничения связанные с печатью. У меня сейчас нет под рукой программы, точно не могу сказать.

  9. Кирилу, заходиш печать правое поле, раскладка , под командой раскладка есть два направляющих, без разницы нажимаеш любую стрелку и выбираеш см. ил дюйиы и произойдет чдо ты увидиш фото для печати. С уважением Сан. Саныч.

  10. Кирил, ещё раз огромное спрасибо за твой труд, и как всегда следует вопрос:
    Вот ты советуешь всем Lightroom 3 beta ставить, а у меня стоит 2,6, как они вмест на одном компе уживутся?
    Бету все равно потом сносить придёться, не повредит-ли?

    С уважением
    Марк

  11. Я советую? 🙂 Не припомню такого. Я говорил что в третьем такие-то вещи лучше.

    Ужиться — ужились бы. Только бета больше не работает, поскольку вышла полноценная версия. Можно купить Lightroom 3, или поставить триал на месяц. Lightroom 2 и 3 тоже уживутся. При первом запуске, третий спросит где каталог второго, конвертирует его в свой. Старый каталог останется в целости на старом месте. Только нельзя запустить две программы одновременно.

  12. Кирилл, спасибо большое за уроки! Очень познавательно!

    Кликнул на все блоки гугл адванс =)

  13. Спасибо большое за уроки и гигантскую работу, которую вы проделали. 
    Как я раньше жил без LR)) не понимаю.
    Каждый урок безумно интересный.

  14. Кирилл, добрый день!

    Не буду оригинальным, если выскажу вам свою благодарность за качественные и подробные уроки! Но, не могу отказать себе и вам в этом удовольствии! 🙂
    Спасибо огромное!

    Очень хочется видеть продолжение серии уроков. В частности, в 3 и 4-ой версиях Лайтрум изменилась панели Detail, особенно в части шумоподавления. Возможно вы найдете время для обновления урока или будет новый урок?
    Было бы интересно, если в уроке будут затронуты возможности шумоподавления с помощью сторонних плагинов.
    Так же очень хочется услышать о новых ползунках тоновой коррекции в Lightroom 4 (то, о чем вы говорили в 24 и 25 уроках).

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s