Видеоуроки 024, 025. Тоновая коррекция

В этих видео-уроках изучаем тоновою коррекцию фотографий в Lightroom 2. Знакомство с гистограммой. Выполняем требования самых вредных микростоков с помощью одной кнопки. Регулируем света и тени с помощью exposure и blacks. Контролируем клиппинг. Доводим посредством fill light и recovery. Использование гистограммы в качестве регуляторов. Узнаем чем brightness отличается от exposure в деталях. Что делает contrast. О всем этом рассказано здесь. Раскрывайте и включайте режим HD. Текст идет после видео (не слово в слово).

Скачать уроки 024, 025

Продолжаем изучение Develop модуля и в этом видео мы сосредоточимся на тоновой коррекции изображения.

Тоновая коррекция — это регулировка распределения светлоты на фотографии, определение того, как много будет на снимке темных участков, средних и светлых. Звучит скучно, но эта штука способна разительно улучшить фото.

Гистограмма

В графическом виде распределение светлых и темных участков нам показывает гистограмма. По горизонтали здесь — светлота, и по вертикали — количество пикселей.

Например, на этой фотографии (гималайский медведь) видно, что это нормально проэкспонированный снимок, потому что в нем не клиппированны ни тени, не света. Клиппированность проявляется на гистограмме таким резким обрывом графика, он, как бы, заходит за край диапазона. Также по гистограмме видно, что в этом снимке преобладают светлые участки, это камни и песок вокруг медведя. А вот этот небольшой выступ в области теней и есть наш медведь. Теперь, если мы откадрируем изображение, мы получим более сбалансированную гистограмму, но все равно, с провалом в среднем тоне, его на фото, явно, мало.

В ситуации же с этими козлами (фото с горными козлами) мы видим, что наоборот, наибольшее количество пикселей сосредоточенно в тенях. Гистограмма это не самоцель, не надо пытаться делать ее идеальной, если это идет вразрез с творческим решением. Идеальная гистограмма должна выглядеть как холм, полностью сошедший на нет к краям диапазона. Но имейте в виду, что многие микростоковые агентства, не принимают снимки с несбалансированным тоном. То есть, не должно быть как клиппинга, так и большого недотягивания гистограммы до краев диапазона.

Auto

Регуляторы, отвечающие за тон расположены на панели Basic в области tone. Бросается в глаза кнопка auto. Нажатие на нее запускает продвинутый алгоритм, который решает за вас, какие параметры выставит в области tone. Действительно, в подавляющем большинстве случаев, это работает на ура. Жмите эту кнопку, критически взгляните, подправьте вручную, и отправляйте по микростокам. Они возьмут!

Blacks и Exposure

А теперь попробуем сделать лучше вручную!

Основные инструменты для этого — это Blacks и Exposure. Если вы выставите света и тени, то и между ними все будет хорошо. Итак тащим слайдер exposure вправо, и гистограмма вся плавно сползает тоже вправо, равномерно растягиваясь, и мы можем довести это дело до совершенно мрачного клиппинга. Чтобы этого не случилось, можно воспользоваться любым из нескольких средств контроля клиппинга, например, придавить клавишу alt во время регулировки. Это способ, при котором клиппинг видно лучше всего. Второй способ, это либо нажать клавишу «J», тогда включаться оба клиппинга (света и тени), или курсором мыши, при наведении на этот элемент вы включаете индикацию клиппинга по светам, клик, и он остается включенным. Также включается индикация теней с другой стороны. И последний способ, это просто смотреть на гистограмму. При клиппировании в элементах по верхним углам гисторгаммы показывается какой цвет клиппирован. Если белый цвет, значит уже все каналы.

Однако, вы можете сделать небольшой клиппинг и убрать его потом регулятором Recovery (восстановление). Также этот регулятор способен убрать небольшой клиппинг, который уже был в самом файле. Если клиппированы не все каналы, он справляется отлично.

Blacks и fill light

Два регулятора, отвечающие за тени, blacks и fill light, работают почти сходным образом (с exposure и recovery). Регулятор Blacks тянет хвост гистограммы влево, вы можете немного клиппировать и затем подсветить эти области с помощью fill light. Но обычно это выглядит не самым натуральным образом. Fill light работает не так, как обратный Recovery… Вообще все эти регуляторы не просто двигают гистограмму туда-сюда, они пересчитывают изображение по очень изощренным алгоритмам, производя так сказать умную обработку.

Вместо использования этих слайдеров мы можем выполнять регулировку на самой гистограмме. Как только я провожу курсором над ней, я вижу названия всех четырех, рассмотренный нами, регуляторов и значения на них, и я могу потянуть мышкой в этом месте управляя соответствующим слайдером.

Итак, еще раз о этих четырех основных регуляторах:

  1. Exposure — измерятся в стопах, как если бы вы делали экспокоррекцию на камере. Растягивает, или сжимает гистограмму, равномерно, как если бы это была резиновая лента зафиксированная жестко на левой границе окна гистограммы.
  2. Recovery — интеллектуальный инструмент восстановления клиппированный областей.
  3. Fill light — интеллектуальный регулятор, выявляющий детали в тенях, как можно меньше затрагивая при этом черный цвет, средние тона и света. Соответственно уменьшает контраст и при передозировке приводит к зашумлению изображения.
  4. Black — действие противоположное Exposure.

Contrast
Эти два регулятора появились здесь частично благодаря традиции. Люди привыкли ими пользоваться и их включили сюда, для удобства. Но конечно не только из-за этого. 

Contrast, в принципе, работает почти как exposure и black вместе взятые. При увеличении значения он растягивает гистограмму в разные стороны, делая делая темные области более темными, а светлые — более светлыми. В этом и заключается работа контраста. Но он растягивает гистограмму симметрично влево и вправо (морж) и нелинейно. Средние тона растягиваются по гистограмме, становясь более темными и более светлыми, в то время как темные и светлые тона подвергаются небольшой компрессии и в этих диапазонах тона контраст немного падает. Видно, что инженеры старались сделать все, чтобы этого не произошло, но такова сама суть увеличения контраста, ничего не поделаешь.

Иначе выражаясь, при увеличении контраста, могут пропасть светлые детали на светлом и темные на темном, в то время как детали среднего тона или контрастные становятся более контрастными. С помощью exposure и black мы можем делать это более контролируемо, также как и при помощи кривой, которую мы будем изучать в дальнейшем.

Brightness. Чем Brightness отличается от Exposure?

Как brightness так и exposure делают всю картинку светлее или темнее. Но если повнимательнее посмотреть на гистограмму во время регулировки brightness, можно заметить, что в наибольшей степени задействуется средняя часть графика. Если brightness увеличивать, средние тона осветляются, а в тонах от среднего до светлых происходит компрессия, график здесь сжимается и в этой области тона уменьшается контраст. При этом в область от средних к темным тонам контраст растет, там график растягивается. При уменьшении brightness происходит все тоже самое с точностью наоборот.

Итак, с при увеличении brightness вы теряете детали в светах, при уменьшении — в тенях. Это как односторонний контраст. Если контраст растягивает гистограмму в обе стороны, и валит детали сразу и в тенях и в светах :), brightness только что-то одно.

Использовать оба эти инструмента нужно очень осторожно, дозировано и осознанно или не пользоваться ими вообще (это я про contrast и brightness) ограничиваясь верхними четырьмя инструментами.

На этом все по тоновой регулировке изображения. Увидимся на следующих уроках на SvetlayaKomnata.ru, где, кстати вы можете найти тексты этих уроков и не только.

Всего вам хорошего!

Вы можете подписаться на получение уведомлений на E-mail или по RSS, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Также, вы можете присоединиться ко мне на твиттере или добавить этот адрес в

Реклама

26 ответов на “Видеоуроки 024, 025. Тоновая коррекция

  1. При попытке запустить выскакивает табличка, что это видео, мол, для избранных только. Всё, видеоуроки для народа закончились?

  2. Спасибо, Кирил!!!
    «Век живи-век учись» Я работаю с Lightroom ещё с выхода первой редакции, и постигал его с помощью метода «научного втыка» Твои уроки бесценны, открывает Lightroom заново.
    С П А С И Б О ! ! !

  3. Просто отлично! Благодаря вам я открыл для себя этот замечательный инструмент. Спасибо.

  4. Отличный урок!
    Мне как-то сразу не далась гистограмма и я из разных статей докапываюсь — как же все таки её на практике использовать и ваш урок стал одной из последних кусочков в этой мозайке.

  5. Очень познавательный урок не только с точки зрения Лайт рум, но и в общем. Наконец, я поняла, чем отличается яркость и контрастность от экспозиции. Как ориентироваться в гитограмме.
    До этого смотрела и дригие уроки (правда по фотошоп, но связанные с гистограммой), но на все мои вопросы они не отвечали. А, оказывается, все не так уж сложно :)))

    Замечательно, что к видео есть текстовый вариант урока, бывает так, что просмотрев видео, в текстовом уроке находишь новые моменты (не сразу все усваивается).

  6. сегодня наткнулся на ваши уроки, смотрю уже наверное 10ый за несколько часов. Огромное спасибо!!! Лучше уроков я не встречал пока=) еееееее

  7. Огроменное спасибо за вашу работу. Пардон, если вопрос такой уже был. По-умочанию, Contrast и Brightness стоят уже с плюсовыми значениями. Откуда они взялись? Это, своего рода, небольшой аналог «внутрикамерной обработки»? Исходя из изложенного Вами, в тоновой коррекции можно обойтись и без них. Стоит ли их «обнулять», если всё равно буду «играться» с Blacks и Exposure? Пробовал «играться» и с предварительным обнулением и без. Результаты то близкие, то не очень. Что лучше — пока не понял. Я как новичок, может упускаю чего из виду?.. Обидно будет через пол-года понять разницу и рвать последние волосья от огорчения 🙂

  8. Антон, обнулять эти значения не стоит, я думаю. Это значения по умолчанию, можно считать их условно нулевыми, базовыми, от которых пляшем.
    В процессе работы над тоном, возможно, вы столкнетесь с тем, что понадобиться уменьшить, например, brightness. Но обнулять значения для чистоты начала работы, на мой взгляд, не стоит.

  9. Нет, ну за эти уроки отдельное спасибо. Наконец-то нашел совершенно четко и внятно объясненную разницу между экспозицией и яркостью, и главное — прямые рекомендации по приоритету использования этих инструментов!!! Мега-мега-грамотно))))

  10. честно, вы мой андидепрессант, голос такой успокаивающей, как сажусь учиться забываю про проблемы, спасибо за уроки)

  11. Уроки выше всяких похвал. Вы рассказываете не только КАК это сделать, но и ПОЧЕМУ надо делать именно так! И в то же время оставляете возможность подходить к работе в LR творчески, понимая, какого результата можно ждать. Не встречала еще подобных уроков. Удачи вам во всем! И огромное спасибо!

  12. Кирилл, огромное спасибо за уделенное для создания уроков время и труд и за ценную информацию, полученную из них! Здоровья и успехов в творчестве!

  13. Кирилл, здравствуйте! У меня вопрос: Что необходимо сделать, чтобы после попытки обработки фотографии она не становилась послейней в FilmStrip (не убегала в конец)? Причем это происходит не со всеми фотографиями, а только с частью. Не могу понять по какому принцыпу. Дальше этого урока еще не заходила — поэтому в другие вкладки не залезала. )

  14. Дело в сортировке. Зайдите в grid view (клавиша G) и внизу между фотолентой и основным окном, на панели инструментов (если её не видите нажмите T) напротив слов «Sort:» выберите, например, «Capture Time» (сортировать по времени съемки). Скорее всего у вас стоит «Edit time» (время редактирования).

  15. Да, помогло! Там стояло «Added Order».
    Теперь все отлично. Кирилл, еще раз огромное спасибо за ваши уроки. Изучаю с удовольствием. Теперь понимаю, что с помощью LR можно «вытянуть» любую фотографию. )))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s