Вероломный JPG, непонятный RAW, старый добрый TIFF и какой-то Lightroom…

Не думаю, что вы попали сюда случайно. Просто почитать справки о графических форматах — это не всегда то, что ищешь, верно? Я надеюсь, вы искали что-то похожее на эту статью.


Общеизвестно, что JPG — самый популярный формат для хранения фотографий. Действительно, он обеспечивает превосходную степень сжатия, как вы знаете, с потерей качества. Многие почему-то не понимают одну простую вещь: если вы открыли в графическом редакторе JPG, что-то изменили и сохранили опять в JPG, то этими нехитрыми действиями вы резко понизили качество изображения. Вот эти фотографии внизу иллюстрируют что будет, если так сделать 10 раз (например, сохраняя промежуточные этапы работы в JPG).
//

//
Узнаёте типичную инетовскую фотку внизу? То-то! Оно и есть… Верхняя фотография, конечно, тоже в JPG, но только в первый раз. Во время этих пересохранений алгоритм сжатия JPG видит свои же артефакты, как полезную информацию, накладывает на них дополнительные и, в итоге, в файле за характерными «червяками» уже не видно картинки. При таком способе обработки вы рискуете сделать ваш жесткий диск хранилищем дефектов JPG.

Итак, JPG замечательный формат, но сохранять в нём несколько раз, ну никак нельзя. А кто даст гарантию, что не придётся этого делать? Что не придется изменять размер, что-то «заштампить», повысить резкость, изменить контраст? А по прошествии времени вы по-новому взглянули на свою работу и захотели опять что-то изменить. Если вы хоть чуть-чуть относитесь творчески к своим снимкам, вы захотите их редактировать. Можно иметь один JPG-источник, а варианты вашей обработки сохранять в копии, в JPG опять же, и, таким образом, хотя бы не опускаться ниже двухразового пересохранения. Можно сохранять в TIFF отредактированный файл, но может показаться, что «овчинка выделки не стоит». Файл уже прошёл JPG-компрессию, зачем теперь тратить место под lossless формат? Беда, одно слово.

Если мы хотим сравнить варианты работы, надо делать несколько копий, а взглянуть на них лучше на свежую голову, то есть как-нибудь потом. Но потом надо делать новые фотографии, потом работа, дом, работа опять, да ещё и купить новый жёсткий диск тоже надо… Получается, для творческого человека JPG вовсе не удобен ни с какой стороны. Хотели сэкономить, а получилось, как всегда.

Форматов для графики существует великое множество, было время когда каждый мало-мальский разработчик создавал свой формат. Но в часто используемых разобраться не сложно. Если ограничиться растровой графикой и домашним компьютером, то мы имеем всего 5: JPG, TIFF и PSD для хранения и передачи, GIF, PNG и опять же JPG для интернет, и как-то сбоку всего этого темной лошадкой стоит RAW.

Рассмотрим коротко TIFF.

Этот формат может быть 8-битным, 16-битным и 32-битным. То есть каждый пиксель состоящий из трёх каналов (кроме CMYK) описывается соответственно 24 битами, 48 или аж 96. Это соответственно 3, 6 или 12 байт на пиксель. В TIFF используется сжатие без потерь, можно выбрать алгоритм. Без этого сжатия фотография с 10-мегапиксельной камеры весит соответственно 30 мегабайт или 60 мегабайт для 8 и 16-битного файла TIFF. С разными сжатиями без потерь размер иногда получается уменьшить в два раза, когда больше, когда меньше в зависимости от сюжета снимка.

Это замечательный старый добрый формат для фотографий, который, кстати, в последнее время поддерживает слои и многое другое. Поскольку он использует сжатие без потерь, информация из ваших фотографий не удаляется и качество не страдает при пересохранении, что не значит, что оно не может пострадать при редактировании.

По-моему кто-то сказал в последнем ряду RAW. Может зевнул просто? Тем не менее все знают, что это сырой формат, тупая инфа с сенсора камеры, ничего стоящего. Даже слово «raw» так и переводится «сырой», в смысле не приготовленный. Чтобы доварить этот RAW до удобоваримого состояния, надо его открыть в Adobe Camera Raw, что-то там колдовать, нажать «OK» и только потом он соизволит открыться в Photoshop, а уж из Photoshop его можно сохранить в какой-либо человеческий формат. Кому захочется возиться? Мало кому. Но терпение…

Возьмём пример:

Фотография с моей камеры Pentax K10D, имеющей 10-мегапиксельную матрицу, была снята в RAW, более конкретно в PEF (RAW пентакса), затем ей пришлось быть скопированной на жесткий диск, попутно претерпев конвертацию в DNG со сжатием без потерь.

В результате фотография находится в своём самом исконном, самом незамутнённом, самом эдитабельном виде, занимая на жестком диске 10 мегабайт (бывает меньше, до 8 Мб). Единственная альтернатива файлу с таким качеством — это 16-битный TIFF, который занимает в зависимости от того, насколько алгоритму сжатия пришёлся по зубам сюжет, от 35 Мб до почти 60 Мб. JPG при качестве «10» (окно опций компрессии при сохранении в Photoshop) весит 3 Мб, при максимальном качестве «12» он займёт уже почти 7, что вплотную подходит к объёму DNG.

Такой фокус с объёмами файлов происходит из-за цветовой интерполяции. Каждый пиксель камеры понимает один цвет, информацию о других двух он списывает у своих соседей при интерполяции. То есть при конвертации в камере в JPG, пиксели из одноканальных становятся трёхканальными. Были 12-битными, стали 3×8, то есть 24-битными. Соответственно негромоздкость RAW можно объяснить его до-интерполяционной сыростью.

Кстати, TIFF, даже если он 16-битный, это «испечённый» формат. То есть он прошел через баланс белого, шарпенинг, цветовую интерполяцию и всё прочее, что сопровождает преобразование «raw>полноцветное изображение». Следовательно он не так гибок, как raw.

Получается совсем уже интересная вещь: нас вынуждают держать на компьютере раздутые интерполяцией файлы (если они и сдутые то только за счёт отбрасывания информации) только потому, что не существует нормальной программной оболочки для удобного обращения с RAW. Не существовало…

И вот тут-то, правильно! Lightroom!

lightroomScreen

Adobe Photoshop Lightroom э-э-э, даже не знаю с чего начать. Он может всё, что может Adobe Bridge, только лучше. Он может всё, что может Camera Raw, только лучше. Он имеет лучший интерфейс печати в линейке Adobe. Он вообще имеет лучший интерфейс на мой взгляд. Он может в пару кликов создать веб-галерею во флеш или в HTML, создать слайдшоу. И всё вместе это даёт революционный способ работы с фотографиями. Вы просто парите над массивом вашего фотоархива, и, если возникает желание, быстро и легко редактируете, после чего, не сохраняя, парите дальше.

В Lightroom нет привычных пунктов меню «open» и «save». Вместо них различные варианты импорта и экспорта. Открыть можно только каталог, то есть файл с расширением *.lrcat, где программа хранит настройки проявки, пути к файлам фотографий и прочие данные. Импортировать в lightroom можно как целую папку с кучей подпапок, так и просто файл. Он видит Raw всех мастей, TIFF8/16, JPG, PSD. Импортировать — это значит просто дать ему видеть файлы. При импорте можно заодно заказать перемещение/копирование самих файлов.

Происходит всё примерно так: я импортирую в lightroom фотографии, RAW, это происходит одновременно с копированием их с карточки на жёсткий диск. После этого я их вижу в lightroom как в любом обозревателе/каталогизаторе фотографий, файлы RAW, заметьте, вижу. Программа показывает мне их проявленными, с настройками по умолчанию, но при импорте я могу задать любой пресет, также при импорте можно массу других полезных вещей сделать: прописать ключевые слова, метаданные, задать маску наименования и всё такое.

Как каталогизатор lightroom невероятно удобен. Применяя масштабируемые фильтры, умные коллекции, просто коллекции, тегирование тремя способами, найти любую фотографию не составляет труда, скорее это составляет некое ментальное удовольствие.
//
//
Одновременно с просмотром всегда можно, используя неразрушающее редактирование, что-то подправить, причём подправить с гибкостью, недостижимой для любых 8-битных форматов, не говоря уж про джей-пег, который много информации просто удаляет. Я имею ввиду такие вещи как настройка распределения яркости, гибкая мощная цветовая коррекция, настройка резкости, коррекция аберрации и виньетирования и многое другое. В RAW в тенях можно найти массу деталей, это как бы многомерный формат, его диапазон больше чем у монитора, и, копаясь в его «замониторных» измерениях, можно вызвать к свету массу подробностей, если нужно. Одна эта возможность даёт ощущение некой сакральности происходящего, а возможность выставить баланс белого после того как снимок сделан, на компьютере, поистине бесценна.

Редактирование включает в себя всё то, что умеет последняя Camera Raw, то есть много, в одной статье никак не описать. Как вы знаете, в последней версии есть кисточка, градиенты и прочие продвинутости. Но отличие в том, что вам не надо ничего сохранять, никаких копий, никаких запоротых файлов. Lightroom не изменяет пикселы в файлах, он вообще ничего с ними не делает, они лежат себе целёхонькие… Смотрели «Суррогаты»? О-от-то, оно и есть… Программа просто применяет настройки проявки в реальном времени и запоминает их, также помнит всю историю вашей работы с файлом, как в фотошоп, только в фотошоп вы закрыли файл — и всё, нет истории, а в лайтрум история остаётся всегда. Можно вернуться к обработке хоть через год и продолжить редактирование.

Lifhtroom — это будто вы имеете тысячи файлов, одновременно открытых в некой посидевшей на гормонах Camera Raw, при этом все настройки и вся история сохраняются при выходе из программы. Вы открываете lightroom в следующий раз и видите ту же картину, какая была при прошлом закрытии, как будто вы не закрывали программу. Плюс к этому имеется масса гибких способов пакетной обработки фотографий.

Надоело любоваться на свои произведения только внутри lightroom? Сделать интернет-галерею, вывести на печать с Lightroom изумительно просто. То же относится и к выводу в «не сырой» файл. Я не держу фотографии на компьютере в JPG, если мне нужен JPG для отправки по почте или что-то в этом роде, я могу моментально испечь их в лайтрум, отправить, и после этого удалить. Скорее всего, я это сделаю быстрее, чем средний пользователь просто найдёт свои джей-пеги. Lightroom — это комплексная, самодостаточная программа для работы с фотографиями в любых форматах.

Помните, я писал, что JPG прекрасен, если только в нём не пересохранять несколько раз. Импортируйте ваши джей-пеги в лайтрум, работайте с ними в программе, больше нет надобности пересохранять их по нескольку раз, только один раз при экспорте, чтобы отослать друзьям! Конечно, вы не получите такой экстрасенсорности, как при работе с RAW, но преимуществ Lightroom вы не лишаетесь. 

Итак, выбор не напрашивается, скорее его не остаётся.


 

Вы можете подписаться на получение уведомлений на E-mail или по RSS, чтобы не пропустить новые интересные статьи. Также, вы можете присоединиться ко мне на твиттереили добавить этот адрес в//

Реклама

70 ответов на “Вероломный JPG, непонятный RAW, старый добрый TIFF и какой-то Lightroom…

  1. Привет, привет! Интересные мысли иногда у тебя нахожу )
    В целом русскоязычных ресурсов по Lr становится все больше, что не может не радовать!

  2. Светлая комната - Фото Кайф

  3. Кирилл,скажите, почему мой Lightroom не видет RAW -файлов, пишет мне о том что файл не читаемый или повреждён,хотя другие графические редакторы их читают.Может я должна что-то выставить внастройках?

    • Классические HDR-изображения непосредственно в Lightroom создавать нельзя. Но есть плагин, здесь статейка о нем. Потом, можно наделать виртальных копий одного изображения, сделать на них разную экспозицию, экспортировать и послать в HDR-автомат photoshop. Это будет такое псевдо-hdr. Кроме этого, если вы просто сдвинете все ползунки вправо в области tone (полезно поиграться ими, для получения лучшего результата) — получится похоже на HDR.

  4. Кирилл, очень нравится ваш сайт, полезно и информативно! У меня есть вопрос, может не связанный с темой. В Lightroom есть функция открытия изображения (или нескольких) в Photoshop для создания HDR и панорамных изображений. У меня почему-то в lightroom эти функции не активированы. Это может быть из-за старого photoshop? Стоит photoshop 3. Спасибо!

  5. Выделял, несколько — не помогло, хотя есть функция открытия одной фото — не работает.
    Пробовал и на рабочем и на домашнем. Это PHOTO — EDIT IN — Open as smart object in Photoshop, и функции дальше (панорама, HDR). Не могу понять в чём дело! В обучалках у Келби открытие идёт через photoshop 4. Может в этом проблемма. У Вас данная функция работает? И какой photoshop установлен? Спасибо!

  6. Странно, может не хватает каких-то допприложений?А работает функция одинаково с RAW и JPEG? Попробую переустановить CS и LR.

  7. Кирилл подскажите плиз, почему при импорте файлов в прогу я вижу только RAW файлики , хотя в папке есть и JPG?

  8. LR3, через Library, там выбираю Import внизу слева и в нем уже указываю папку, откуда импортировать.

  9. Не знаю, в чем дело. В голову только приходит…. может быть эти JPEG в CMYK? По идее должны быть видны во всех остальных случаях.
    Предупреждающего окна никакого не вылетает? 

  10. Ни каких окошек не вылетает, все как обычно.
    Если в папке только JPG, то показывает их нормально.Если и джипеги и Рав-ы, то только Равы.
    Вот и загадка.Так было и во 2-ой версии проги у меня.
    В настройках ничего за это не отвечает? Хотя ничего не трогали, все по умолчанию

  11. Да, еще вот что.Фотки с Марка2, сняты парой РАВ+Джипег. Может это как-то влияет?
    Т.е имена файлов одинаковые, только расширения разные.

  12. Кирилл, у меня и камера новая и лайтрум 3, но RAW файлы не видит. Только если сама перетаскиваю их из камеры в папку на компьютере, тогда LR делает превью, а сразу с камеры — не видит, как у Виктории.

  13. А что значит «не видит»? Не импортирует, не добавляет в каталог? Может быть, вы имеете в виду, что Lightroom не хочет прямо с камеры или картридера делать импорт без перемещения фотографий (Add)? Так и должно быть. При импортировании с внешних устройств доступны только два варианта с «Copy».

  14. Я, видимо, не правильно объяснила 🙂 Когда я хочу импортировать фотографии из камеры при помощи LR, он делает превью всех кадров. Только вот у меня в этих превью видны все jpg форматы, а то, что снималось в raw в превью не отображается. LR начинает показывать их только если я все скопирую из камеры на компьютер. А хотелось бы иметь возможность посмотреть, что копировать, а что нет 🙂

    • В окне импорта вы не видите эскизики raw… Там Lightroom скорее всего не делает превьюшки, а использует имеющиеся. Какая-то проблема с форматом RAW вашей камеры. Какая камера у вас? Я спрошу у Adobe.
      Да, еще, как вы копируете на компьютер, в DNG или оставляете в родном RAW?

  15. Есть вопрос. Когда ЛР устанавливаешь, он просит создать некую папку. Вопрос для чего она ему нужна? И как будет пользоваться в дальнейшем?

    • По моему он ничего не спрашивает, просто создает сам папку Lightroom в «Изображениях», кладет туда каталог и папку с превью. Если стоял уже, допустим второй Lightroom, а вы ставите третий, то он спрашивает где старый каталог, чтобы перевести его в новый формат и использовать.

  16. Еще вопрос. Установил ЛР 3.1. Пользуюсь. Обновил Камеру raw до 6.1. Но авто-коррекция объективов работает только в Камере. А ЛР все предлагает делать в ручном режиме. В чем проблема? Как можно решить?

  17. 3.2 и 6.2 вы имеете в виду? Очень странно, что в ACR работает автоматическая коррекция а в LR нет. Они используют одни и те же профайлы. Обычно это происходит когда нет соответствующих метаданных в файле фотографии или нет профайла для данной пары камера-объектив.

  18. Регистрация на моем сайте не дает привилегий. Но на форуме работает тот же аккаунт, там не нужно повторно регистрироваться. Также, регистрация дает возможность получать на почту статьи сайта. 

  19. Везде и всегда есть люди, которые задают дурацкие вопросы. Здравствуйте! Я только-только начала знакомство с Lightroom,и не понимаю кое-что.Вот хочу я обработать фото и сохранить его отдельно,почему в программе этого не предусмотрено?Вот мне оно понравилось и делать больше ни чего не хочу, как быть?
    Кстати,отличный сайт,потихоньку буду читать;)

  20. Светлая комната | Скромный Гопник

  21. Кирилл, уже некоторое время изучаю Лайтрум вместе с Вами. Хочу поблагодарить за замечательную работу и пожелать всяческих благ Вам и Вашему сайту.

  22. Кирилл,правильно ли я понял,если мы откроем RAW файл,обработанный в ЛР, в другом просмоторщике, то увидим фото,каким оно было до обработки в ЛР, а если откроем DNG файл,то увидим фотографию ,какой она стала после обработки в ЛР,т.к. все данные записаны непосредственно DNG файл.Спасибо!!!!!!!!!!!!!!

    • Не совсем так. Увидеть изменения можно однозначно в Photoshop (camera raw) и в Bridge. Насчет остальных программ не знаю. И то, увидеть изменения удастся если в lightroom вы сохранили обработку в файл. При этом, в случае не-DNG RAW, обработка сохранится в файлик xmp, а в случае DNG — сохранится во внутрь DNG. Вся разница. Увидит или не увидит, скажем Adobe Bridge, вашу обработку от способа хранения данных и от формата raw не зависит.

  23. Здравствуйте! совсем не знаю к кому обратиться, возможно вы сможете мне подсказать..
    Такая проблема: купила недавно Canon 60D, когда импортирую фото в raw в LR (у меня версия 3.3), цвета сильно искажаются. фото темнеет и насыщенность очень повышается. почитала на форумах, что так и должно быть, искажения все эти. но мне интересно почему этот же лайтрум не искажает цвета фото в raw, снятых на Canon 450D? есть возможность как-то настроить LR под 60д?

    • Я точно не знаю в чем дело, не могу воссоздать ваши условия, но могу предположить что в Canon 60D есть всякие встроенные «улучшатели» фотографий, при использовании которых, камера видимо делает дополнительную динамическую и цветовую обработку, что сказывается на встроенных превью. Когда Lightroom заменяет превью на свои, которые он по-своему делает, тогда «цвета сильно искажаются. фото темнеет и насыщенность очень повышается».
      Чтобы уменьшить этот эффект, поищите в настройках камеры всякие (я не знаю конкретные названия) подозрительные настройки и поотключайте их. Кроме этого, попробуйте включить профайл, имитирующий фирменный цвет, то есть тот, который начинается с «Camera». Как сделать читайте здесь.
      Было бы идеально сделать свой профайл. Можно просто настроить цвет, сохранить в пресет и применять его при импорте, или просто эти настройки сделать по умолчанию. Это все есть в том уроке по ссылке.

  24. Здравствуйте,у меня такая проблема.После экспорта (не меняя размера) фотография теряет резкость!Не знаю в чем дело.Если же я в Image Sizins выбираю размер типа 1000/664,то фото получается четкое ,но очень мало весит.В чем дело,не подскажите?

  25. Добрый день. Если можно подскажите. Импортирую в программу файлы из камеры в формате NEF, программа выдает что файл неизвестен или поврежден. В чем проблема и как это можно исправить? Или нужен другой формат?

    • Смутно помню, кто-то жаловался но похожие вещи и оказалось какая-то проблема с карточкой или драйвером usb.
      Не пробовали сначала скопировать nef-файлы на компьютер, а потом уже импортировать. Открываются ли они вообще, например в faststone?

  26. Файлы скопированы на комп. Прекрасно открываются и обрабатываются в фотошопе камера RAW. Но при импорте в Lightroom выскакивает «не поддерживается формат или поврежден» При этом Lightroom нормально относится к файлам jpg ..

  27. Доброй ночи Кирилл на данный момент. Проблема решилась просто. Установил версию Lightroom 3,4 и все трудности отпали сами собой. Остается освоить))

  28. Кирилл!
    Не очень понял пока прелесть LR, что он может такого, чего не может ACR в плане обработки RAW?
    И самое главное — если полсе обработки RAWа, есть необходимость его доводки в фотошопе, как это правильнее сделать? и в каком виде хранить полученный из фотошопа файл?

    • Lightroom в плане обработки RAW делает то же самое что ACR. Тут он ничем не превосходит. По сравнению со связкой ACR+AdobeBridge, Lightroom выирывает, по своим организационным способностям, благодаря использованию каталога и способностями по массовой обработке.
      Если файл обработан в Ps, самым бескомпромиссным решением, будет сохранить его в 16 битный tiff, но, если вы уверены, что не будете его больше редактировать, лучшим решением будет JPG.

  29. Спасибо, Кирилл!
    А как удобнее хранить полученные tiff или jpeg? Я имею ввиду, каким образом я буду отличать их потом в Lightroom от RAWов?

  30. И еще, мне не очень понятен принцип отображения фотографий в Library.
    Я добавил (импортировал) систему папок, где внутри каждой папки лежат JPEGи и подпапка NEF, с NEFами соответственно.
    Если я выбираю в Folders какую-то папку, то JPEGи не отображаются совсем. Отображаются только NEFы из вложенной подпапки.
    В чем причина?

  31. такое ощущение, что JPEGи из этих папок не были просто импортированы. Хотя JPEGи в тех папках, в которых нет подпапки NEF с NEFами импортировались нормально

  32. Не увидел разницы на это действие.

    Но ситуация еще более запутанная, чем я предполагал.
    Включил отображение в Grid view «разрешения файла», как вы это рассказывал в уроке 6.
    Выяснилось следующее.
    Я импортировал 2 больших папки 2011 и 2012 год.
    2011 год импортировался вроде полностью (не до конца проверил). Причем в тех папках, где лежат NEFы, которые не конвертировались в JPEG над ними написано NEF+JPEG (я так понимаю, имеется ввиду превью внутри NEFа?)
    2012 — только NEFы. JPEGи действительно не импортировались. В том числе вообще не импортировалась и даже не отображалась папка в которой были только JPEGи.
    Запустил отдельно импорт этой папки — появилась!
    Что это было такое?

    • Почему не импортировались некоторые папки — не знаю 🙂
      NEF+JPEG, это когда снимают в режиме RAW+JPEG, jpeg здесь не превью. Я никогда не пробовал класть jpeg в отдельную подпапку, но возможно, если у этих jpeg, такие же имена как у raw — они всё равно «залипают» на raw-файлы,если не стоит та галочка.
      Уведомлений на почту сейчас на сайте нет.

  33. О RAW подробнее | Светлая комната

  34. Здравствуйте Кирилл.
    По тихоньку пытаюсь освоить LR.
    Один, пока, вопрос: беру рав, что то там редактирую, слева вижу историю редакции. Довёл фото до результата, экспортировал в джепег. Но рав остаётся со всей моей редакцией и историей. Как мне удалить всю историю и привести рав в первоначальный вид? Чтобы потом видеть его как негатив? Спс.

    • Не понимаю, зачем вам это, но историю в LR 4 можно очистить нажав на крестик напротив слова History. При этом сама обработка не сбросится, но её можно сбросить кликнув Reset справа над «плёнкой».

  35. Для того, что сегодня я эту фотографию вижу так, а через месяц, к примеру, захочу начать редакцию «с нуля». Спасибо за ответ.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s